Оставьте свой телефон, и мы свяжемся с вами!
Или вы можете позвонить нам сами:
+7 (342) 200 86 75
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Путешествуем по России летом 2022
МНЕ БЫ В НЕБО
Как выбрать вертолётный тур
Вулканы Камчатки, плато Путорана или каменные гиганты Мань-пупу-нёр? Это лишь малый список природных чудес России, куда можно отправиться на вертолёте.Сегодня мы не будем говорить об аренде вертолёта или частного самолета. Мы будем говорить о туристических продуктах доступных обычным туристам - то есть о групповых вертолётных турах, место в которых можно забронировать в одиночку.
Вертолётный тур - это шанс за 1 день побывать в действительно уникальном и труднодоступном месте без палаток и спальников, без тяжелого рюкзака и многодневного похода.
А групповой вертолётный тур - это ещё и шанс полетать на вертолёте и почувствовать себя героем блокбастера, не продавая при этом почку. Стоимость таких туров стартует примерно от 50 тыс.руб. с человека.
Полёт на вертолете это не просто трансфер из одной точки в другую. Это само по себе приключение и возможность взглянуть на мир с высоты птичьего полета своими глазами, а не с дрона.
На вертолете можно слетать к вулканам Камчатки, на Таймыр, на плато Путорана, плато Маньпупунер, перевал Дятлова, Северный и Приполярный Урал, на Эльбрус, полетать над озером Байкал, вокруг курорта Роза Хутор и в окрестностях Сочи. Выбирая вертолетный тур путешественники сравнивают прежде всего стоимость и программу, в лучшем случае спрашивают какой год выпуска у вертолета. Почти все туристы спрашивают безопасен ли такой тур, и получив утвердительный ответ оформляют бронирование. Но в чем заключаются критерии безопасности перевозки по воздуху рядовой турист обычно не представляет. А ведь вертолётный тур - это сложный туристический продукт, который как правило реализуется в труднодоступных горных районах вдали от цивилизации, где вопросы безопасности имеют первостепенное значение.
Что нужно знать, выбирая вертолётный тур? О чем спрашивать организатора, на что обратить внимание, читая договор, и как подготовиться к путешествию?
1. Прежде всего непосредственный организатор тура должен числиться в реестре туроператоров . Вокруг него может быть цепочка посредников-агентов, или это может быть авторский или корпоративный тур, который собирает физическое лицо, индивидуальный предприниматель или даже ООО. Но непосредственный исполнитель должен быть туроператором. И не только потому что у него есть страховка. Прежде всего туроператор - это уголовная и финансовая ответственность за туриста, которая на сегодняшний день доведена до абсурдных масштабов, когда туроператор несет уголовную ответственность даже за безопасность туриста в сертифицированной отеле. Если ваш организатор - физическое лицо - это все равно что поехать в отпуск с другом или приятелем. Если всё хорошо - то всё хорошо, а если что-то пошло не так - претензии вы предъявить не сможете. Если у организатора нет внятной юридической ответственности за туриста - соблазн где-то сэкономить или недостаточно вникнуть в детали очень велик. Травмы и несчастные случаи с туристами у таких организаторов случаются год от года, а ответственности никакой, они продолжают набирать группы и работать. Кстати, это касается не только вертолетных туров.
Важно
Квалифицированные агенты и производители авторских туров никода не скрывают итогового туроператора-исполнителя,эта информация должна быть в вашем договоре, с указанием реестрового номера туроператора, который можно проверить он-лайн на сайте Ростуризма. Отсутствие организатора в Реестре туроператоров - это всего лишь нежелание брать на себя ответственность за жизнь и здоровье своего туриста.
2. Выполнять авиаперевозку (в данном случае это часть турпродукта) может только авиакомпания, имеющая сертификат эксплуатанта на коммерческие авиаперевозки. А это значит строгое соответствие российским и международным стандартам безопасности на всех этапах перевозки пассажиров по воздуху - техническое обслуживание воздушных судов, организация топливозаправочного комплекса, подготовка экипажей, их режим сна и отдыха, и множество других незаметных туристу, но очень важных деталей..Сплошь и рядом вертолётные туры выполняются авиакомпаниями с сертификатом на авиаработы просто потому, что это дешевле. Требования к безопасности и контроль за такими авиакомпаниями значительно слабее, не говоря о том что такая авиаперевозка нелегальна.
Важно
Информация об авиакомпании выполняющей авиаперевозку обязательно должна быть в вашем договоре. Наличие действующих сертификатов эксплуатанта можно проверит он-лайн на сайте Росавиации.
Правильный авиаперевозчик обязательно оформляет авиабилет с указанием маршрута, номера рейса, фамилии пассажира, и страхование пассажиров во время полета. Билет может быть электронный или бумажный, по факту не всегда выдается пассажиру перед полетом, но вы всегда можете его запросить постфактум (например, для компенсации проезда к месту отдыха жителей северных регионов).
Самые недоверчивые туристы звонят в авиакомпанию, чтобы проверить, действительно ли она с этим туроператором работает, и это правильно. Если вам рисуют какие-то сложные посреднические схемы с некоей авиакомпанией без внятного отражения в договоре черным по белому - вероятнее всего авиаперевозчик не имеет нужного сертификата, по сути это означает что авиаперевозка нелегальна.
3. Многие природные достопримечательности, куда возят вертолётом находятся на территории государственных заповедников или национальных парков. Например - вулканы Камчатки это территория Кроноцкого государственного заповедника, плато Путорана - Путоранский заповедник, плато Маньпупунер - Печоро-Илычский заповедник. Для посещения заповедника обязательно оформляется разрешение на каждого туриста и на посадку вертолета, это делает ваш туроператор. Если ваш вертолетный тур предполагает посещение заповедника или национального парка - проверьте на официальном сайте природной территории - там должен быть список туроператоров организующих вертолетные туры на этой территории.
Важно
Если ваш вертолетный тур предполагает посещение заповедника или национального парка - проверьте на официальном сайте природной территории - там должен быть список туроператоров и авиакомпаний, организующих вертолетные туры на этой территории.
Посещение природной территории без разрешения - чревато не просто штрафом, но и возбуждением дела об административном правонарушении и изъятием транспортного средства.
4. Теперь про сам вертолёт на котором мы полетим. Как правило туристов интересует год выпуска, но так ли это важно на самом деле? Любое воздушное судно имеет сертификат лётной годности (СЛГ). Это официальный документ, подтверждающий соответствие вертолёта сертификационным требованиям и его пригодность к выполнению полётов. СЛГ выдается на определенный срок, в нем прописывается ресурс который есть у вертолета - определенное количество часов который он может летать, по окончании чего вертолет полностью проверяется и сертификат продлевается, либо проводится ремонт. Каждый агрегат вертолета - редуктор, трансмиссия, двигатель, шасси, лопасти и др. тоже имеют свой ресурс. При этом на 5 летнем вертолете могут стоять 30 летние двигатели или трансмиссия, а на 30-летнем - новые, поэтому сам по себе год выпуска вертолета ни о чем не говорит, это всего лишь год выпуска планера (фюзеляжа). На 20 - 30 летних вертолетах по факту не остается ни одного "родного" агрегата, и даже фюзеляж вероятно проходил неоднократный капитальный ремонт. Проверять наличие СЛГ не нужно, поднять в воздух вертолет без этого сертификата невозможно, поскольку невозможно получить разрешение на использование воздушного пространства на такое воздушное судно. При этом в течение эксплуатации даже при наличии СЛГ вертолет регулярно проходит техническое обслуживание. Для понимания - перед тем как вертолет взлетает ежедневно требуется 9 подписей инженерных специалистов, которые осматривают каждый агрегат и подтверждают его готовность. Прежде чем выдать сертификат лётной годности авиационные специалисты проверяют по 600 раз каждый узел, если вертолет получил СЛГ-значит он отвечает повышенным требованиям безопасности.
Перед каждым вылетом вертолета требуется 9 подписей инженерных специалистов, которые осматривают каждый агрегат и подтверждают его готовность. Прежде чем выдать сертификат лётной годности авиационные специалисты проверяют по 600 раз каждый узел, если вертолет получил СЛГ- значит он отвечает повышенным требованиям безопасности.
А где гарантия что все будет сделано правильно?
Гарантией является сертификат эксплуатанта на коммерческие воздушные перевозки, о котором мы говорили в пункте 1. Он означает что авиакомпания эксплуатирует вертолет в соответствии с международными требованиями безопасности , и ее регулярно проверяют контролирующие органы. Авиакомпании которые перевозят пассажиров проверяют по несколько раз в год, и в последние годы количество этих проверок выросло. В случае непрохождения проверки у авиакомпании отзывают сертификат эксплуатанта, иными словами работать она больше не сможет.
На что еще обратить внимание
В групповых вертолетных турах чаще всего используется вертолет МИ-8, который не зря стал самым популярным вертолетом в мире. Помимо того, что эта машина приспособлена для суровых горных условий и даже в Заполярье, ми-8 вмещает до 22 пассажиров, что и позволяет снизить стоимость вертолётного тура на 1 туриста до вполне приемлемых денег. Турист обычно обращает внимание на цвет фюзеляжа (чтобы вертолет хорошо смотрелся на фотографиях). Но в действительности нужно обратить внимание на наличие внешних топливных баков. Если полётное время составляет более 3 часов вертолету МИ-8 потребуется дозаправка либо дополнительный бак топлива - внешний или внутренний. В настоящее время РФ присоединились к международным правилам ИКАО, в соответствии с которыми перевозить дополнительное топливо вместе с пассажирами в салоне вертолета запрещено.Установка внешних топливных баков - дорогостоящая операция, а дозаправка в труднодоступной местности невозможна. Поэтому до сих пор многие авиаперевозчики возят туристов с баком кирасина в салоне, или еще того хуже с канистрами с топливом. Уточните у туроператора бортовой номер вертолета и попросите показать фотографии - наличие внешних топливных баков видно невооруженным глазом - они расположены над иллюминаторами.
К чему должен быть готов турист
Даже в 21 веке на нашей планете есть уголки, куда никто не гарантирует вам доставку точно по расписанию. Вертолет самый быстрый и дорогой транспорт - но даже он зависит от погоды. Независимо от программы тура- рейс выполняется только при условии лётной погоды, и в данном случае речь идет не о дожде или грозах. В горных районах основная проблема с погодой это низкая облачность. В городе мы привыкли, что облака плывут высоко над головой, но в горах облака порой можно буквально потрогать руками. В плотном облаке ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, а посадить вертолёт при отсутствии видимости невозможно, и здесь совершенно не играет роли отечественный это вертолёт или иностранного производства, и какого года выпуска. По международным правилам ИКАО в гражданской авиации для полетов в горах высота облачности должна быть не ниже расчетной безопасной высоты, видимость - не менее 5000 метров, полеты в горах в темное время суток запрещены. Иными словами - пилот должен видеть куда летит и где садится. Если где то в кино вы видели летающие ночью или в тумане вертолеты - то это не имеет никакого отношения к гражданской авиации, в горах это невозможно (мы сейчас не говорим о полетах на равнине и посадке на оборудованный аэродром, которых нет и не будет в наших заповедниках и нац парках). Поэтому, если ваш тур откладывается по погодным условиям - не ругайте лётчиков и не вспоминайте фильмы о Джеймсе Бонде. В приоритете у любого нормального аиваперевозчика - прежде всего ваша безопасность.
Если нет погоды
Опытный туроператор никогда не гарантирует вам вылет вовремя и порекомендует заложить 1 или более дней на непогоду. Количество этих дней зависит от региона, у туроператора который работает не первый день есть статистика задержки рейсов по погодным условиям, и есть опции в виде дополнительных экскурсий на этот случай. Если речь идет о групповых турах - они проводятся в наиболее благоприятные по погоде месяцы, когда нелётная погода случается не так часто (как минимум потому что ожидание вылета и отмена полета - это убытки для туроператора). Перед покупкой тура поинтересуйтесь где вы будете ожидать в случае задержки рейса - под открытым небом или в помещении, как организуется питание и размещение на ночь. В вашем договоре должно быть прописано на сколько дней может быть задержка вылета, когда и в каком объеме происходит возврат денежных средств в случае отмены полета. Что еще нужно понимать - в случае если рейс переносится на 1-2 дня у туроператора может скопиться несколько рейсов с туристами, и световой день не позволит их все быстро выполнить. Поэтому наличие резервных вертолётов и экипажей значительно снижает время ожидания вылета. Если у туроператора в наличии только один вертолет и плотное полётное расписание - даже небольшая задержка по погоде может обернуться для туриста ожиданием в несколько дней.
Опыт
Не каждый летчик может летать в горах - для этого нужно иметь специальный допуск для полетов в горной местности, это редкие и дорогостоящие специалисты. Как правило туристы спрашивают какой у пилота налёт-но на самом деле этот показатель тоже ни о чем не говорит - налет на равнине на "длинных" рейсах не равнозначен налету в горах. Какой бы ни был опытный летчик - очень важно знание конкретной местности и возможных посадочных площадок. Вертолету для посадки не нужен аэропорт и диспетчер - но на самом деле в горах не так много мест где можно совершить безопасную посадку, чтобы подбирать площадку с воздуха у пилота тоже должен быть специальный допуск. И даже на отработанных площадках куда летают много лет вам никто не гарантирует посадку - все зависит от ветра, видимости, температуры воздуха, и все эти параметры постоянно меняются. Поэтому у опытного туроператора в запасе на случай непогоды есть альтернативные точки посадок и наземные маршруты, а туры с несколькими посадками и туры на несколько дней имеют множество вариаций в зависимости от погодных условий. Опыт туроператора и авиакомпании, их слаженная работа, знание территории, воздушных и наземных маршрутов - это и есть залог хорошего вертолётного тура. Поэтому поинтересуйтесь - как давно авиакомпания выполняет полёты по этому маршруту и как давно она работает с конкретным туроператором, сколько рейсов она выполнила, посмотрите как давно зарегистрировано юридическое лицо - туроператор, эти сведения доступны он-лайн.